суббота, 10 ноября 2012 г.

Деконструктивизм. Королевский музей Онтарио

Дѐконструктиви́зм - направление в современной архитектуреДля деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

Поскольку для меня лично это направление очень интересно, в новом разделе я буду выкладывать самые интересные архитектурные работы с подробным описанием и фотографиями. Надеюсь, что и вас это заинтересует. 

КОРОЛЕВСКИЙ МУЗЕЙ ОНТАРИО В ТОРОНТО И КРИСТАЛЛ ЛИ ЧИН


История Королевского музея Онтарио в Торонто (Канада) началась в самом конце XIX в., когда на базе школы был открыт Музей естественной истории и изящных искусств. В 1912 г. учреждение получило самостоятельность. На сегодняшний день это крупнейший культурный и естественноисторический музей Канады, а также 5-ое по величине подобное заведение во всей Северной Америке.

Однако последнюю из упомянутых «регалий» Королевский музей Онтарио (Royal Ontario Museum) обрел лишь в 2007 г., когда к старому зданию было пристроено крыло, получившее название «Кристалл Ли Чин». 


Вокруг этой пристройки до сих пор ведутся ожесточенные споры. Одни восхищаются ею как ярким образцом современной архитектуры, другие отчаянно ненавидят, считая безвкусной и нарушающей исторический облик города. Как бы там ни было, улица Блур Стрит, которую даже критики проекта находили однообразной и скучной, с появлением Кристалла Ли Чин преобразилась. Да и сам музей, стремительно терявший популярность, в результате разразившихся дебатов стал едва ли не самой востребованной достопримечательностью Торонто.

Кристалл Ли Чин в Королевском музее Онтарио имеет общую площадь в 186000 кв. м, включая 7 этажей с расположенными на них семью новыми галереями, тремя ресторанами, вестибюлем, офисами и другими помещениями. Разработчиком проекта стал архитектор Даниэль Либескинд в сотрудниестве с фирмой Bregman + Hamann Architects. Руководство музея выбрало его работу из 50 других предложений. Пристройка была открыта 1 июня 2007 года и обошлась в $270 млн., из которых $30 млн. были пожертвованы промышленником-меценатом Майком Ли Чином, чья щедрость и была увековечена в названии крыла.

Сооружение, состоящее из 75% алюминия и 25% стекла, спроектировано в стиле «деструктивизм» (как и музей в Бильбао), для которого характерны нарочитая внешняя усложненность, ломаные формы, отказ от традиционных архитектурных приемов и принципов (равновесия, тектоники, горизонталей, вертикалей и т.д.). Название «Кристалл» здание получило из-за внешнего сходства с этим геологическим образованием. В основе архитектурной концепции лежит необычное пересечение 5-ти объемов сложной формы, расположенных таким образом, что возникает впечатление, будто бы кристалл вырос прямо из земли сквозь главное, неороманское, здание Королевского музея Онтарио.

Сочетание столь разных стилей и вызывает критику оппонентов, считающих подобные архитектурные эксперименты излишними для музея, вся экспозиция которого носит исключительно традиционный, естественнонаучный и культурологический характер. Однако Даниэль Либескинд настаивает, что на проект Кристалла Ли Чин его вдохновили минералы, также являющиеся экспонатами музея.

Что бы ни говорили критики, интерьеры необычного, напоминающего ледовые торосы сооружения, выглядят на удивление спокойными и изящными. Выставочные залы прекрасно приспособлены для своих функций. Львиную долю пространства занимают вестибюль, атриум («Дом духов») и центральная лестница («Лестница чудес»), проходящая через 5 этажей.

Вестибюль объединяет оба крыла музея, а также атриум, пересеченный узкими мостиками между восточными и западными залами экспозиции. «Лестница чудес» сама является выставочным залом с более чем 1000 экспонатов – от рогов животных до оловянных солдатиков. Отсюда можно пройти в галерею динозавров (2 этаж), залы искусства Восточной Азии, Африки и Америки (3 этаж) и в Институт современного искусства (4 этаж). На самой вершине находится ресторан.

Работа над проектом Кристалла Ли Чин заняла 7 лет, и еще 4 года длилось его строительство. В результате удалось не только расширить залы музея, но и создать сооружение, названное «пространством XXI века». Недавно авторитетный журнал «Conde Nast Traveler» включил его в семерку современных архитектурных чудес света.

Комментариев нет: